Электронные кассиры берут комиссию и не дают сдачу
С помощью таксоматов вы без очередей оплатите свои счета, но они также легко могут "съесть" вашу сдачу.
Уже около года украинцы понемногу осваивают новый сервис, связанный с совершением мелких (и не очень) платежей за всякие-разные услуги, — мобильную связь, интернет и т.д. За последний год платежные терминалы (или таксоматы) в обилии появились буквально повсюду — от маленьких магазинчиков «у дома» до крупных торговых центров, где стоят стройными рядами недалеко от таких же стройных рядов банкоматов. Но если к банкоматам мы за последние годы привыкли, то доверять свои кровные какой-то глотающей деньги машине, да еще и непонятного происхождения (в смысле небанковского — банки этим бизнесом широко пока не занялись), спешат далеко не все украинцы. А ведь в теории все довольно просто…
Платежный терминал — это стройный железный ящик с сенсорным экраном, купюроприемником и принтером для печати чеков. Пользоваться им проще простого: подходите к терминалу, выбираете на экране нужную услугу, вносите деньги и получаете чек с кодом пополнения или подтверждающий зачисление средств на указанный вами счет, номер мобильного телефона и др. У опытных пользователей эта процедура не занимает и минуты. Новичкам же придется попотеть с освоением новой для них техники, так как на каждом этапе пользования терминалом, как говорится, возможны варианты.
ЗДЕСЬ МОЖНО
• купить ваучеры и напрямую оплатить услуги мобильной связи (для контрактных абонентов);
• оплатить доступ в Интернет;
• оплатить услуги междугородной и международной телефонной связи, IP-телефонии;
• купить «электронные деньги» (для мелких расчетов в сети Интернет)
• оплатить услуги кабельного и спутникового телевидения;
• погашать потребительские кредиты банков.
СКОРО ЗДЕСЬ БУДЕТ МОЖНО
• оплачивать коммунальные услуги;
• пополнять банковские счета;
• заказывать и оплачивать страховые полисы («автогражданка», «Зеленая карта» и др);
• оплачивать налоги, штрафы, пошлины и прочее.
ДЕТАЛИ:
Деталь 1. ГРИВНЯ ЗА ГРИВНЕЙ
Начнем с азов. Во-первых, платежные терминалы принимают только гривню. Во-вторых, делают они это привередливо — не пачками, а купюра за купюрой. В-третьих, терминалы за раз принимают ограниченное количество денег (обычно от 20 до 40 в зависимости от возможностей терминала) — это тоже надо учитывать при внесении крупных платежей. В-четвертых, часто в терминалах установлено ограничение по времени на выбор услуг или внесение денег — так железный кассир мотивирует пользователя ускориться и дать возможность другим страждущим воспользоваться этим чудом техники.
Деталь 2. БЕЗ СДАЧИ
Главной неожиданностью для новичков будет то, что платежные терминалы не выдают сдачу наличными деньгами — это просто не предусмотрено конструкцией аппарата. То есть, если надо погасить 222 гривни по кредиту — приготовьте именно эту сумму. Понятное дело, что внесенный вами излишек идет «в доход казино» (то есть в прибыль компании, обслуживающей терминал). «Мой первый опыт пользования терминалом был, как говорится, комом, — вспоминает киевлянин Святослав. — Не до конца понимал, с чем имею дело и как-то не осознал предупреждения «без сдачи». В итоге купил за 60 гривен ваучер номиналом в 50 гривен . Теперь внимателен и стараюсь пользоваться знакомыми терминалами». А пользуется Святослав знакомыми терминалами тех компаний, которые придумали выход из этой ситуации. Например, разработали технологию выдачи сдачи в электронном виде — электронную сдачу «электрогривню». Работает эта «фишка» так. По завершении текущей покупки услуги терминал выдает вам квитанцию с уникальным кодом на излишек внесенных вами денег. Чек этот можно использовать в любом платежном терминале той же сети, в которой он был получен, для оплаты любых услуг — достаточно ввести уникальный код и неполученная ранее сдача будет доступна вам для покупки новых услуг. Следует помнить, что срок действия кода электронной сдачи обычно не превышает одного-двух месяцев.
Деталь 3. ПЛАТИМ. ДОРОГО
Еще одна немаленькая «терминальная» неожиданность — наличие комиссии, которая автоматически вычитается из суммы платежа. Взимают ее не все терминалы и не за все услуги, но все же взимают и к этому нужно быть готовым. Обычно комиссия всплывает при совершении прямых платежей. Исследование «Сегодня» показало, что самая распространенная комиссия — за прямое пополнение мобильного счета (без покупки ваучера). Особенно неприятным это оказывается на маленьких суммах. Так, например, пытаясь пополнить мобильный на 6 гривен (в некоторых терминалах — минимальная сумма пополнения), будьте готовы к тому, что на счет вам упадет всего 5 гривен, то есть вы заплатите комиссию 20% от суммы пополнения. В одной из сетей терминалов мы также нашли комиссию (5% от суммы платежа) за прямое пополнение электронного кошелька системы Интернет-расчетов WebMoney. То есть не застрахованы от появления комиссии желающие заплатить с помощью терминала за мобильный телефон, за интернет-услуги и кабельное телевидение, а вот погашать кредиты здесь можно безо всякой комиссии.
Информацию о наличии или отсутствии комиссии и ее сумме терминалы обычно предъявляют пользователю непосредственно перед внесением наличных. Поэтому только на самого пользователя ложится вся ответственность за дополнительные расходы — что-то вроде: сам виноват, что не дочитал текст мелкими буквами.
Деталь 4. ПРОЗВОНИ МНЕ, ПРОЗВОНИ
Но, несмотря на перечисленные «детали» серьезных проблем при пользовании терминалами не бывает. На случай сбоев в работе терминалов обслуживающие их компании создали службы поддержки — у кого-то круглосуточные, у кого-то нет. «Для решения проблем, которые возникли с терминалами, мы создали круглосуточную горячую линию, — рассказала «Сегодня» представитель компании iBox Елена. — Учитывая статистику обращения, я могу уверенно сказать, что непреодолимых препятствий при использовании терминала нет». Номер «горячей» линии обычно размещается на лицевой стороне терминала, что бы клиент мог связаться оператором в случае возникновения вопросов или проблем. Правда, журналисту «Сегодня» удалось связаться далеко не со всеми службами поддержки — некоторые были «поза зоною досяжності», у других линия была хронически занята. Так что не лишним будет прозвонить номер, указанный на терминале, что бы понять, насколько легко или тяжело будет справляться с проблемами, которые возникнут при работе с терминалом. Кстати, вне зависимости от того, возникли у вас сложности с платежным терминалом или нет, сохраните чек, что бы иметь возможность доказать свою правоту. Так, на всякий случай.
ПРОВЕРЕНО НА СЕБЕ
Прежде чем писать статью, я решил проверить, что же это за терминалы такие. Первый же «подход к снаряду», терминалу одной из самых распространенных сетей, лишил меня всяких иллюзий: попытка купить ваучер пополнения на 25 гривен потерпела фиаско. Аппарат с удовольствием потреблял одна за одной купюры (я приготовил две купюры по 10 гривен и пять по 1 гривне), однако, когда до полного удовлетворения аппетита "пожирателя денег" оставалась буквально одна гривня, он заглох. На экране появилось сообщение «Термінал не працює», а принтер распечатал чистосердечное признание (чек) в том, что терминал получил 24 гривни.
Звонок на горячую линию с мобильного прояснил, что решение возникшей проблемы существует. Поставленным голосом сотрудница компании объяснила, что мне придется отправить чек по факсу, указав контактный телефон. В течение часа после выполнения этого предписания сотрудница call-центра связалась со мной и продиктовала два кода пополнения по 10 гривен и уточнила, на какой другой контактный номер компания может перевести 4 гривни остатка. Итого: 24 гривни вернулись частями на разные счета + ксерокопия чека + отправка факса + расходы на звонок с мобильного. Как говорится, ложечка нашлась, но осадок остался.
УЧИТЫВАЙТЕ КОМИССИИ И КУРСЫ ВАЛЮТ
Правильно рассчитывайте платеж, учитывая комиссии и курсы валют. Последнее особо актуально при погашении кредитов, выданных в иностранной валюте. Так как терминалы принимают только гривни, банк пересчитывает сумму по внутреннему курсу. Если вы сделали слишком маленький платеж, денег может не хватить для полного погашения ежемесячного платежа, что грозит штрафными санкциями. Поэтому терминалы рекомендуют или уточнить курс валюты на конкретный день в банке, или внести платеж с запасом в 1–2% от суммы. Излишек при этом пойдет на погашение основной суммы долга.
ПРОВЕРКА СВЯЗИ
Перед использованием проверьте, имеются ли на терминале номера телефонов горячей линии. Проще будет потом добиваться справедливости.
ПОПОЛНЕНИЕ СЧЕТА
Если пополняете мобильный счет, проверяйте состояние счета до пополнения и после него. Прямое пополнение (без покупки электронного ваучера) происходит без SMS-уведомления, поэтому отследить полную корректность перечисления платежа довольно сложно. Аналогичный совет актуален и для прямого пополнения интернета, а также погашения кредитов.
СДАЧА
Выбирайте терминалы, которые дают «сдачу» (в электронном виде, на чеке). Обычно информация о том, дает терминал сдачу или нет, указывается на самом терминале или в сообщениях на его мониторах — в рекламных клипах или предупреждениях во время использования.
ТЕРМОСЕКРЕТ
Если проблема с терминалом все же возникла, постарайтесь решить ее поскорее, в течение нескольких дней. Практически все терминалы выдают чеки на термобумаге, с которой со временем (обычно в течение нескольких месяцев) может исчезать напечатанный текст.
ТРЕБУЙТЕ И СОХРАНЯЙТЕ ЧЕК
Отказывайтесь от совершения операции, если терминал предлагает провести ее без печати чека. Такие предложения бывают из-за того, что в терминале заканчивается лента для печати чеков. Как вы понимаете, при отсутствии чека доказать тот факт, что именно вы совершали платеж, будет практически невозможно
Сохраняйте все чеки, которые выдает терминал!
ЖЕЛЕЗНЫЕ КАССИРЫ
Альтернативой сетям платежных терминалов можно считать уже привычные нам банкоматы, коих банки по всей Украине поставили уже больше 18 тысяч штук (платежных терминалов — всего 8 тысяч). Конечно, сравнивать банкоматы и платежные терминалы не очень корректно — слишком уж разнится функциональность (первые призваны снабжать деньгами, вторые — отбирать их). Тем не менее часть функций в терминалах и банкоматах дублируется — и там, и там можно купить ваучер пополнения мобильного (или сделать прямое пополнение счета), интернета или IP-телефонии, заплатить за кабельное ТВ, погасить кредит и т.д. Кроме того, большей частью сходятся и перспективы развития функциональности обоих видов финансовой техники — регулярно приходится слышать обещания, что в скором будущем и платежные терминалы, и банкоматы будут настроены на оплату коммунальных платежей, продажу (а точнее, заказ и оплату) страховых полисов и прочие неожиданности.
Хотя в одном банкоматы таки переплюнули терминалы — банковский аппарат оказался способен продавать технику в кредит. Держатель карты, конечно, не может купить товар прямо в банкомате, однако с помощью меню банкомата он может оставить заказ на доставку товара, а банк получит право на ежемесячное списание прямо с карточного счета установленного минимального платежа. Пусть организовано это немного необычно, но уже сегодня можно привыкать к такой схеме покупки товаров и услуг, ведь именно так в будущем в банкоматах будут продаваться небанковские услуги (те же страховые полисы, например).
ДЕПОЗИТНЫЕ БАНКОМАТЫ. Однако не банкоматом единым жив банковский клиент. У банков тоже есть свои «пожиратели наличных» — депозитные банкоматы. Заплатить напрямую за те или иные услуги наличными здесь не получится, так как банкомат предназначен для пополнения карточного счета. Зато потом с этого пополненного счета можно делать самые разные платежи, включая погашение кредитов, переводы денег с карты на карту и т.д. Хотя функциональность банкоматов зависит от банка — одни пичкают свою технику целой кучей возможностей, другие считают это ниже своего достоинства, посему их банкоматное «меню» довольно аскетично и даже за мобильный заплатить не получится — только банковские услуги. Есть у банков еще и информационные киоски. Они не предусматривают возможность пополнения счета, однако здесь можно просмотреть выписку, ознакомиться с информацией о банке и его услугах, а иногда и сделать некоторые несложные платежи.
ЗОНА — ЭТО УДОБНО. Всю эту технику в разных комбинациях (обычно банкомат + депозитный банкомат) банки объединяют в зоны самообслуживания, как правило, доступные клиентам круглосуточно. Таким образом банки решают сразу две проблемы: ограниченное время работы отделений и высокая загрузка сотрудников кассы. Первая проблема насущна — не всегда мы успеваем в рабочее время вырваться из офиса и, например, заплатить по кредиту, а это, как известно чревато штрафными санкциями. В зоне самообслуживания можно в любое время пополнить счет и погасить кредит. Вторая проблема скорее перспективная — весь цивилизованный мир в значительной мере уже перешел на финансовое самообслуживание (включая, например, интернет-банкинг), а мы пока не привыкли доверять свои деньги железному кассиру и прочей технике и хотим более дорогого «живого» сервиса. Но банкиры не оставляют попыток приучить нас к железным кассирам. И у них это получится.
Отредактировано KLIM (02-04-08 21:27:33)